20:29 Биография и воспоминания участника ВОв Шелудченко Стефана Андреевича | |
Меня зовут Кандабарова Диана Александровна, я правнучка настоящего солдата. Мой прадедушка Шелудченко Стефан Андреевич родился 9 января 1924 года. Был призван Вейделевским военкоматом 31 января 1943, направлен в город Чугуев Харьковской области. Через 10 дней принимал участие в боях за освобождение города Харькова. Понтонно-мостовой батальон, в состав которого входил минер-сапер Шелудченко, готовился к битве на Курской Дуге: солдаты минировали рубеж обороны, и делали проходы на минных полях. После разгрома фашистов на Прохоровке, где участником был Стефан Андреевич, его путь лежал через Украину, Польшу, Чехословакию. После войны побывал в Австрии, Болгарии. Домой вернулся в 1947 году. Работал в колхозе трактористом, инженером, заведующим мастерской, управляющим. Жена Евдокия Францевна работала свекловичницей. У Стефана Андреевича и Евдокии Францевны родилось шесть детей дочь Раиса и сыновья Григорий, Виктор, Николай, Владимир, Василий. Его род разросся на многие поколения, так как у него 6 внуков, 11 правнуков, 1 праправнук. Прадед был награжден медалями «За Отвагу», «За боевые заслуги», «За освобождение Праги», всеми юбилейными наградами, «Ветеран труда». Умер прадед 9 мая 2018 года, за час до салюта Победы, но он всегда будет жить в нашей памяти и наших сердцах. Из его воспоминаний... Стефан Андреевич, а когда Вас мобилизовали на фронт? 31 января меня вместе с другими ребятами из Клименок и Яропольцев (около 50 человек) призвал полевой военкомат, который находится в районе города Чугуев. На фронт мы шли пешком по маршруту: Уразово, Каменка, Шиповатое, Средний Бурлук, Коробочкино. Конечным пунктом было село Малиновка (пригород Чугуева). Линия фронта проходила по реке Донец. Чугуев располагался на правом берегу реки, а Малиновка - на левом, унаших. Нас направили в 106 танковую бригаду. Как вас, новобранцев, обучали перед боем? Когда мы прибыли в 106 танковую бригаду, перед нами сразу же поставили боевую задачу: необходимо было занять деревню на другой стороне реки. Нас этому не учили, даже оружия не дали, сказали, что должны добыть его в бою. Перед боем нам дали три танка Т-34 и двух бойцов с винтовками. Мы пошли в атаку. Во время переправы по льду через реку один танк провалился под лёд. В атаку мы шли около железнодорожного моста. Преодолев реку, мы закричали «Ура!» и без оружия побежали за танками. Нам повезло, деревню мы заняли без боя, так как в ней немцев не оказалось, но справа и слева доносились взрывы и стрельба. К утру освободили Чугуев и должны были наступать на город Мерефа (южнее Харькова). Там самым молодым из вновь прибывших на фронт снова повезло. Нас построили и зачитали приказ Сталина о том, что необученных солдат в бой не посылать. Почти всех нас отправили в тыл, домой, в Вейделевский военкомат. Остались лишь несколько человек: Фёдор Степанович Кудренко, его брат Филипп Степанович, Семён Петрович Силка, Александр Матвеевич Долженко, Василий Фёдорович Короп, Василий Алексеевич Клименко, Тихон Афанасьевич Чередниченко. Им дали винтовки, посадили на танки и в бой. Старшим назначили Василия Семёновича Шапаренко. А мы пешком отправились с фронта домой. Пришли в Вейделевский военкомат, а оттуда нас отпустили домой. Как долго Вы находились дома? Недели через полторы нам вручили повестки. В Вейделевском военкомате со всего района нас собралось около 200 человек, и мы отправились в путь. В Новом Осколе нас посадили в вагоны, в которых было очень тесно, не было возможности даже присесть, ехали стоя. До Старого Оскола ехали целую ночь. Оттуда пешком пошли в Касторное, где увидели около десятка подбитых наших танков. Дошли до станции Касторное-1. Там было много разбитых немецких машин. В Касторном-2 нас посадили в эшелоны и отправили в Курск. Там нас разместили в здании медицинского института. Утром на построении объявили, что мы будем проходить учёбу в 14 инженерно-минной бригаде. Меня распределили в 173 инженерно-минный батальон. И началась учёба, теоретические занятия чередовались с практическими. Нас учили, как правильно рыть окопы и траншеи, строить дзоты, запасную линию обороны. Мы изучали устройство своих и немецких мин, учились минировать и разминировать местность. После окончания учёбы нас в эшелоне отправили в Новый Оскол, а оттуда пешком в Холки. Я попал в 135 понтонно-мостовой отдельный моторизированный батальон 6-й понтонно мостовой бригады. На фронте было затишье, и наша учёба продолжилась. Мы собирали и разбирали паромы, учились строить мосты до конца июня. Потом опять эшелон и в Курск. Как только эшелон прибыл на станцию, налетели немецкие бомбардировщики. Уехали со станции, остановились в поле, вышли из вагонов и рассредоточились. Когда бомбёжка закончилась, продолжили свой путь: Курск, Солнцево, Ржава. Какие задачи выполняла бригада? Начиная с 1943 года, наши войска в основном наступали, поэтому перед бригадой командование ставило одну плавную задачу - обеспечить форсирование водных преград. Наша бригада придавалась танковым армиям. Кроме того мы занимались минированием и разминированием в зависимости от обстановки на фронте. Какие средства применялись во время переправ через реки? Всё зависело от ширины реки. Если река небольшая, переправу осуществляли на лодках или понтонах. Обычно на понтонах 8 человек гребли вёслами, а девятый был рулевым. И при первой же возможности строили мосты.Если река широкая, переправлялись на паромах, иногда применялись катера дня буксировки паромов. 30 тонный паром мы собирали из понтонов заЗО минут. Стефан Андреевич, во время строительства мостов технику применяли? Да, использовали копёр для забивки свай. Его ставили на паром. Забивали сваи и вручную, при помощи приспособления, которое называлось «баба». Перед тем, как начать переправу, мы на своём берегу делали пристань, а потом такую же - на противоположном берегу. Вам приходилось бывать на передовой? Конечно. Обычно это было в то время, когда наши войска готовились к наступлению, и нам приходилось разминировать наши минные поля или минировать, когда ожидалось наступление немцев. Как это происходило? Перед тем, как начать минирование или разминирование, метрах в ста от минёров выставлялось боевое охранение из 4-5 человек. Минировали передовую против траншей наших солдат. Там, где не было траншей, ставили натяжные шины. Шину закапывали в землю, к взрывателю.прикрепляли проволоку чёрного цвета длиной метров 5, на противоположном конце которой забивали костыль. Мина готова к действию. Вы участвовали в битве на Курской дуге. Чем она Вам запомнилась? Когда начались бои на Курской дуге, мы находились в районе Яковлево. Жара, много погибших. Яковлево несколько раз переходило из рук в руки. В селе Солдатское сделали проходы в минных полях, обозначили вешками, и пехота пошла в атаку. Грайворон освободили 7 августа, затем - село Великая Писаревка, станция Кириковка Сумской области. Там немцы оставили большие продовольственные склады. Построили понтонный, мост у села Ямное. Наступление продолжалось. Продвинулись западнее Харькова, который ещё находился у немцев. В районе села Ямное мы попали в окружение, но технику свою сохранили. Наши войска освободили Лебедин, Гадич и подошли к Днепру. Расскажите, как действовали переправы на Днепре? 26 сентября началось форсирование Днепра севернее Переяславля, наши войска захватили плацдарм на правом берегу Днепра. Это был Букринский плацдарм. Правый берег в этом месте был крутым, господствующие высоты были заняты немцами. Левый берег, на котором мы находились, был низменным, поэтому он хорошо просматривался немцами, так же.как и река. Они вели обстрел, не жалея снарядов, поэтому мы переправляли войска и технику только в ночное время. На начальном этапе войска и технику , включая и танки Т-34, переправляли на паромах вручную, т. е. при помощи вёсел. Ночью войска переправляли на правый берег, а вечером назад отправляли раненых и связных. Сутки отдыха - и опять на правый берег. Через некоторое время появились катера, которые начали буксировать паромы. Когда господствующие высоты заняли наши войска, мы начали переправлять войска не только ночью, но и днём. Во время одной из таких переправ мы, погрузив на паром пушку и боеприпасы, прицепили паром к катеру. До середины реки всё шло нормально, и вдруг у меня перед глазами словно молния сверкнула, я автоматически присел, а когда открыл глаза, увидел рядом с собой убитого товарища. Я был легко ранен. Катер потерял управление.и наш паром начал двигаться по кругу, как потом оказалось, на катере все были убиты. Обстрел нашего парома продолжался, и неизвестно, чем бы всё закончилось, если бы какой-то полковник не направил его к правому берегу. Паром разгрузили - и назад. В течение месяца Букринский плацдарм расширился, и для переправы стали использовать понтонные мосты, а также приступили к строительству деревянных. Один мост был южнее Переяславля, другой - севернее. его строили женщины . Всё время в воздухе господствовала немецкая авиация. Бомбардировщики бомбили с большой высоты. Мессершмиты летали почти у самой земли. Наших самолётов было очень мало, переправы защищала зенитная батарея. Около месяца мы обеспечивали переправу на этом участке, а потом нас перебросили под Киев, который был освобождён 6 ноября 1943 года. В бригаде кроме Вас служил кто-нибудь из земляков? Из села Клименки служили ещё восемь человек: Василий Иванович Гринченко, Иван Михайлович Михайличенко, Василий Петрович Клименко, Василий Тихонович Бала, Василий Артёмович Клименко, Михаил Андреевич Гринченко, Анатолий Михайлович Кочетов, Иван Анисимович Скобин, а из Яропольцев - Алексей Михайлович Ткаченко, Иван Павлович Кулик, Иван Стефанович Листопад, Иван Тихонович Кучеренко, Андрей Петрович Кучеренко, Пётр Михайлович Галушка, Александр Сергеевич Ляшенко, Афанасий Павлович Щур . После Днепра И. П. Кулик перевёлся в музыкальный взвод при штабе нашей бригады . Кроме них в одном батальоне со мной служили Н. А. Бескишко и Маляров из Нехаёвки, А. И. Чужинов, И. А. Анисимов, В. П. Котов, И. С. Труфанов, Н. Карагодин, Старов, Чуканов из Больших Липягов, Ф. Н. Шеметов из Белого Плёса, Шевяков из Брянских Липягов.На Днепре получили ранения и были убиты девять человек из нашей роты. В их числе - Иван Анисимович Скобин из Клименок. Его похоронили в отдельном окопе в 150 метрах от берега Днепра. Три человека из нашей роты за обеспечение переправ получили звание «Герой Советского Союза». Меня наградили медалью «За боевые заслуги».
| |
|
Всего комментариев: 0 | |